Мода и сюрреализм

Представителем сюрреализма в сфере моды стала итальянка Эльза Скиапарелли

Основоположником сюрреализма является французский писатель и поэт Андре Бретон. Это направление характеризуется смещением пропорций и помещением обычных предметов в новый, зачастую неприятный, тревожный контекст. Сочетание авангарда с абсурдностью сюрреализма в конце 1920-х гг. стало протестом против практичного функционализма модернистского движения. Ведущим представителем сюрреализма в сфере моды стала итальянка Эльза Скиапарелли (1890-19731, прославившаяся использованием эффекта trompe l’oeil в своих трикотажных изделиях. По ее мнению, дизайн одежды служил не профессией, а скорее способом художественного самовыражения; она не занималась шитьем и едва умела делать наброски. Парижский кутюрье Кристиан Диор (1905-57) обвинял ее в формировании моды, предназначенной исключительно для художников и поэтов. Поскольку Париж являлся эпицентром художественного авангарда, мир моды и мир визуального искусства находились в неизменном конфликте.

Дизайнер выпустила первую коллекцию в своем парижском бутике на рю де ла Пэ в 1929 году. Затем последовали коллекции вязанных вручную

свитеров, плащей, юбок, купальных костюмов и вязанных крючком беретов. Некоторые свитеры были сделаны с использованием новой эластичной пряжи каша, благодаря чему одежда выгодно подчеркивала пропорции фигуры; другие свитеры были связаны с помощью специального двойного шва, с которым дизайнера познакомили два беженца из Армении, работавшие в Париже. Эффект trompe l’oeil включал в себя самые разнообразные образы — искусственные банты (с. 26Д], шарфы, галстуки и пояса, татуировки моряков, а также рисунок белого черепа на черном фоне. Поскольку сюрреализм развивался на фоне дадаизма, Скиапарелли вступила в сотрудничество с легендой сюрреализма — Сальвадором Дали, автором гипнотических образов и «растворяющихся» на глазах пустынных пейзажей. Наряды в сюрреалистическом стиле включали белое вечернее платье, украшенное лобстером, нарисованным Дали прямо на юбке [напротив], и костюм с юбкой с карманами, напоминавшими ящики комода. Скиапарелли выпускала аксессуары и дамские сумочки в форме привычных всем предметов, например, пианино и телефона. Для коллекции Pagan 1938 года она создала ожерелье, создающего иллюзию ползающих по шее насекомых.

Скиапарелли по максимуму использовала свои связи — среди ее друзей числились Марсель Дюшан, Франсис Пикабиа, Альфред Стиглиц и Ман Рэй — что делало ее фигурой уникальной среди других дизайнеров эпохи. Дизайнерам, не обладавшим подобными связями, приходилось довольствоваться деталями: в 1936 году дом мод Rochas выпустил пряжки для пояса в форме миниатюрных канделябров, хрустальных подсвечников и шкатулок с «россыпью» жемчужных колец и цепочек. Создатели аксессуаров были более бесстрашными. Парижская модистка Луиза Бурбон создала в 1938 году берет, напоминавший по форме салат из листьев эндивия, и постепенно все чаще дизайнеры экспериментировали с формой и материалами, создавая остроумные и причудливые аксессуары для интеллектуальной элиты. Лидером таких нововведений была Анна Мария из Франции, выпускавшая дамские сумочки необычных фасонов с застежками в виде мандолины, которые продавались в коробках, украшенных оперной программкой, и замшевые сумочки в форме телефона [справа]. Ближе к концу десятилетия массовое производство дамских сумочек сюрреалистических фасонов достигло своего пика, чаще всего это были сумочки в форме часов — своеобразная дань Дали.

В 1935 году Скиапарелли открыла один из своих первых бутиков Pour Le Sport, в котором продавались готовые трикотажные спортивные изделия. Созданная ею маленькая вязаная шапочка имела ошеломляющий успех за рубежом; она могла принимать различные формы и, подобно свитеру с узором в виде банта, была скопирована многочисленными производителями. Легенда моды, Скиапарелли вложила новый смысл в понятие моды, экспериментируя с текстурированными материалами в процессе сотрудничества с Шарлем Колокомбе, французским текстильным производителем. Она является автором причудливых пуговиц в форме ручных зеркалец, подсвечников и шляпок, украшенных гроздьями винограда и порхающими птичками. В 1937 году Дали сделал набросок для шляпы-туфли, которую Скиапарелли выпустила в осенне-зимней коллекции. Такая шляпа имела форму туфельки, в которой носок упирался в лоб владелицы, а высокий каблук устремлялся вверх.