Американский прототип

Девушки Гибсона

Девушки Гибсона стали первым общепризнанным стандартом женской красоты и эмансипации, проникнувшим в массы благодаря картинам, иллюстрациям и фотографиям. Этот образ создан художником, иллюстратором и социальным комментатором Чарльзом Дана Гибсоном. С 1890 по 1910 гг. он выпускал серию иллюстраций с изображением беззаботных энергичных молодых американок, которые стали центром современной культуры, героинями романов американских писателей Эдит Уортон и Генри Джеймса и произведений американского живописца Джона Сингера Сарджента. Их простая одежда и непритязательный вкус составили основу так называемого «Американского» стиля.

Собирательный образ

Девушка Гибсона служила воплощением красоты и независимости и стремилась проявить свои способности. Уверенная в себе и хладнокровная героиня иллюстраций Гибсона проходит все этапы взросления: ходит в колледж, подтрунивает над мужчинами, развивает собственные интересы и таланты. Иллюстрации создавались в черно-белом варианте карандашом и чернилами (вверху], представляя стройную девушку разносторонней особой. В стремлении к физическому совершенству она занимается всевозможными видами спорта на открытом воздухе — ездой на велосипеде, конным спортом, теннисом, крокетом и принимает морские ванны. Девушка Гибсона также служила образцом женщин, желающих получать образование и работать наравне с мужчинами.

Оригинальным реальным прототипом для Девушки Гибсона послужила супруга автора, Ирэн, одна из четырех сестер Лэнгхорн родом из некогда богатой семьи из Виргинии, обанкротившейся после Гражданской войны. Моделью для первой Девушки Гибсона выступила Эвелин Несбит, все же,

скорее это был собирательный образ, а не портрет определенной девушки. Самой известной моделью героини стала бельгийская театральная актриса Камилль Клиффорд, победительница конкурса в журнале, финансируемого иллюстратором с целью найти то самое олицетворение «идеальной женщины». Фигура и прическа Камилль стали ключевыми в стиле Девушке Гибсона.

Силуэт Девушки Гибсона имел форму песочных часов, и героиня часто отдавала предпочтение отдельному лифу или блузе с юбкой, а не платью (напротив внизу]. Поверх такой фигуры с узкой талией красиво ложилась скошенная юбка-клёш и блуза с пышными рукавами на уровне плеч. В 1895 рукава достигли таких размеров, что для придания им формы требовались подушечки. Такие рукава получили название gigot. Постепенно они трансформировались в рукава «бишоп» — широкие рукава, стянутые у запястья. Ярусы гофрированной тесьмы и лент кружева украшали лиф и захватывали рукава, уводя взгляд за пределы фигуры. Кружевом также украшали высокий воротничок. Верхнюю одежду надевали поверх современного прямого корсета, «наклонявшего» верхнюю часть туловища в бюстье monobosom и «отодвигавшего» бедра кзади. Так формировался типичный S-образный силуэт того периода (справа]. Лиф имел небольшие сборки над линией талии, что еще больше подчеркивало изгибы фигуры. Более простую структуру имело сочетание английской блузы с длинным рукавом и юбки (с. 194-), также с S-образным силуэтом, но с более скромной декоративной отдел кой. Такой наряд, в особенности из легкой моющейся ткани, включая шифон и легкий хлопок-батиста и муслина, больше подходил для занятий спортом, для работы.

Растущий женский интерес к физической активности обусловил спрос на более практичную форму одежды — так появилась раздвоенная юбка (с. 192] и обувь, более прочная, чем туфельки на тонкой подошве. В моде были туфли с небольшим кубинским каблуком или каблуком Людовика, равно как и туфли с кружевным передом. Волосы стали убирать в пирамидальные прически, завязывать в свободные узлы, а по бокам крепили накладные волосы. На смену огромным широкополым шляпам, украшенным цветами и страусовыми перьями, пришли соломенные шляпки.

Несмотря на то, что интерес к такому эталону женской красоты угас с началом Первой мировой войны, спортивность и одновременно чувственность Девушек Гибсона стала неотъемлемой частью американского эстетического идеала. Будучи американским прототипом, героиня иллюстраций Гибсона послужила звеном между сдержанностью 19 столетия и более свободным стилем 20 века, став современным символом крепнущей женственности.