Советский конструктивизм

Модные нововведения Поповой

И Степанова, и Попова писали трактаты по теории моды, разъясняя и распространяя свои идеи в конструктивистском художественном журнале Леф. Они настаивали на том, что их идеи предназначены «крестьянке из Тулы», тогда как критики, обвинявшие Попову в элитарности, считали, что ее творения предназначены для «дамы с Кузнецкого моста».

Модные нововведения Поповой были наполнены производственным духом, который русская искусствовед-конструктивист Наталия Адаскина описывала как «демократичный, [но] в стиле пролетариата». Ее наряды были нацелены не на сельскохозяйственных или промышленных рабочих, а скорее «белых воротничков», с налетом богемности. В понимании Поповой одежда являлась формой конструктивистской скульптуры: платье или пиджак создавали «пространственную форму», а ткань была призвана подчеркнуть такую скульптуру. В отличие от «мальчиковости» и линейной геометрии Арт-деко, фасоны Поповой подчёркивали женские изгибы — узкую талию и широкие бедра. Таким образом, женское тело стало каркасом, «на котором держится одежда» по воле дизайнера. Она стремилась к оптимальному сочетанию формы и ткани, объединяя ткани с набивным рисунком и простые с воротничками, поясами и манжетами (напротив).

Сохранившиеся до наших дней дизайны Степановой носят андрогинный характер, обладая жесткой геометрией и сочетанием цветов с простыми геометрическими формами. Ее красные, белые и синие спортивные фасоны 1923 года представляют собой простые комбинации прямоугольников, дуг и сегментированных конусов. Для женщин уготована свободная блузка с широкими рукавами и трапециевидная юбка, а также короткие широкие брюки. Спортивная одежда в геометрических пропорциях украшена красной звездой (внизу справа). Вместе Попова и Степанова создали прозодежду, универсальную одежду для работы в цехах. Такая одежда различалась только материалом и цветом.

Конструктивистская мода пользовалась невероятной популярностью, однако после смерти Поповой в 1926 году от скарлатины она пошла на спад. Степанова продолжала читать лекции о дизайне тканей после назначения на должность профессора в Московском ВХУТЕМАСе (Высшие Художественно- Технические Мастерские) в 1926 году. Однако, одежда и ткани в стиле конструктивизма не находили такого спроса на уже ограниченном внутреннем рынке. В то время как Новая Экономическая Политика обусловливала появление богатых спекулянтов, такие потенциальные потребители предпочитали закупать конфискованную собственность старой элиты. Несмотря на революционные политические убеждения конструктивистов, их имена были тесно связаны с именем Льва Троцкого, которого Сталин отправил в ссылку в конце десятилетия. Конструктивисты продолжали пропаганду Коммунистической партии, однако их искусство было сведено на нет и признано буржуазным.