ЯПОНСКАЯ ОДЕЖДА — ПЕРИОД МЭЙДЗИ

Реформа стиля одежды

В 1853 году члены американской эскадры, высадившиеся у берегов Японии, вынудили японское правительство согласиться на дипломатические отношения, таким образом положив конец 200-летнему изоляционистскому курсу страны. Политические обязательства «открытой» Западу Японии возросли, а неспособность их выполнения в достаточно быстрой и эффективной форме повышала риск колонизации Штатами или европейским государством. Политическое возрождение требовало модернизации, и, хотя японцы не имели четкого представления о том, что же именно нуждается в модернизации, первые поездки в другие страны и всемирные выставки убедили японское правительство, что одежда является ключевым элементом в современном мире. Вскоре была запущена программа, повлекшая реформу всего стиля одежды, во главе которой стояли представители элиты.

Независимость была бы недостижима при отсутствии быстрой военной реформы. Военные резервы нуждались в пополнении, и здесь было не обойтись без специальной униформы, которая явилась ключом к смене всего стиля одежды в эпоху Мэйдзи (1868-1912) в связи с повсеместным призывом юношей на военную службу.

Основными характеристиками нового стиля стали раздельные элементы одежды; сорочки и брюки; использование шерсти и, что самое важное, подгонка по фигуре. Основное различие между одеждой в стиле кимоно и западной одеждой заключалось в том, что последняя следовала формам тела владельца, а не оборачивалась вокруг него.

Изменения в мужской одежде

Ключевым изменением в мужской одежде в эпоху Мэйдзи стало появление костюма. В 1872 году правительство издало указ, согласно которому костюм являлся обязательной формой одежды для гражданской службы, а в 1874- году он стал стандартной формой деловой одежды. Первоначально костюмы совершенно не подходили для соблюдения обычаев — сидения на матах татами или низких стульях; однако вскоре в Японии появились столы и стулья в западном стиле. При этом в домашней обстановке стиль одежды практически не изменился, что обусловило феномен «двойной жизни» — на людях человек носил костюм, дома — кимоно. Хорошо скроенный костюм производил серьезное впечатление в капиталистическом обществе, вызывая доверие к владельцу. Эгалитарный, однородный стиль представлялся удобным в современном обществе, и в этом Япония не была исключением.

Для японок оказалось гораздо сложнее подобрать одежду, соответствующую современному обществу (с. 182), отчасти потому, что Япония «открыла» свои двери Западу именно в тот период, когда форма женской одежды находилась на вершине своей непрактичности. Были предприняты отважные попытки использовать турнюр, и японки надевали платья с турнюром в ночной клуб-казино Рокумейкан (напротив), построенный в Токио в 1883 году, дабы поразить иностранцев безупречными вариантами западных нарядов, угощений и танцев. Националистическое давление, вызванное войнами с Китаем (1894) и Россией (1904), также оказало влияние на моду того времени, усилив непрактичность женской одежды, поскольку в период военного национализма женщинам было предписано снова носить кимоно (внизу). Лишь в 1920-е гг. в женском гардеробе появился аналог современного мужского костюма.

Хотя наиболее заметные изменения в стиле одежды в эпоху Мэйдзи связаны с западным влиянием, в дальнейшем все социальные классы адаптировали новый стиль, который ранее был доступен лишь самураям. Появление универмагов, рекламных плакатов и потребительской культуры позволили всем жителям Японии стать участниками смены моды.