9 кругов ада по Данте, подробное описание загробного мира

Ад что это

Поэма вобрала в себя всю религиозную мораль и представления о жизни после смерти средневекового христианства. Герой произведения – сам Данте, отправляется в путь к Раю, но прежде ему надо пройти через Ад и Чистилище.

Ад описывается как немыслимая пропасть, сужающаяся к центру Земли. Нисхождение в ад происходит по уровням – девяти концентрическим кругам, на каждом из которых отбывают свое вечное наказание грешники.

Ад

В мифологии

В античной мифологии это понятие сопоставляется с такими понятиями, как:

— Аид или царство мертвых. Также Аидом называли бога этого царства, который приходился старшим сыном Кроносу и Рее, а Зевсу – братом.

— Аментес или Аменти, подземный мир, как его называли древние египтяне и куда, по их представлениям, отправлялась после смерти душа,

— Тартар или бездна, которая существует под царством Аида.

В германо-скандинавской мифологии это понятие сопоставляется с такими понятиями, как:

— Хельхейм или мир мертвых, где властвует великанша Хель, его называют также Хельгард

— Гьёлль или река, которая протекает мимо ворот в преисподнюю.

Египетский ад

Куда страшнее все обернется, если вы попадете в загробный мир древних египтян. Подземное царство с условными раем и адом в их культуре носит название Аменти. Там царит Осирис, который во время своего земного воплощения он был убит и расчленен собственным братом Сетом. Это не могло не сказаться на характере владыки мертвых. Выглядит Осирис отталкивающе: он похож на мумию, сжимающую в руках знаки фараоновой власти. Сидя на троне, он председательствует на суде, который взвешивает поступки новоприбывших душ. Вводит их сюда бог жизни Хор. Крепче держитесь за его руку: сокологоловый Хор приходится подземному царю родным сыном, так что вполне может замолвить за вас словечко. 

Египет
Проверка праведности человека в представлении древних египтян была действительно впечатляющим зрелищем. Бог Анубис взвешивал сердце умершего, причём в другой чаше весов находилось перо богини Маат, отвечавшей за истину. Настоящий египетский ад (а именно — пустота, небытие) ждал усопшего при вынесении обвинительного приговора после его исповеди главным богам.

Зал судилища огромен — это весь небесный свод. Согласно указаниям Египетской книги мертвых, в нем следует соблюдать целый ряд правил. Подробно перечислите грехи, которые вы не успели совершить при жизни. После этого вам предложат оставить о себе память и помочь родственникам, изобразив на свитке папируса сцену суда. Если ваш художественный талант окажется на высоте, остаток вечности вы проведете здесь же, участвуя в делах Осириса и его многочисленной божественной родни. Остальных ждет жестокая казнь: их бросают на съедение Аммату, чудовищу с телом бегемота, лапами и гривой льва и крокодильей пастью. Впрочем, и счастливчики могут оказаться в его пасти: время от времени происходят «зачистки», при которых дела подопечных душ снова пересматриваются. И если родственники не снабдили соответствующими амулетами, вы наверняка будете съедены безжалостным монстром.Таков египетский ад со всеми его прелестями. 

Греческий ад

Попасть в загробное царство греков еще проще: вас унесет сам бог смерти Танатос, который доставляет сюда все «свежие» души. Во время больших сражений и битв, где в одиночку ему, видимо, не справиться, Танатосу помогают крылатые Керры, переносящие павших в царство вечно мрачного Аида. Как же выглядит загробный мир древних греков?

На дальнем западе, у края света, простирается безжизненная равнина, кое-где поросшая ивами и тополями с черной корой. За ней, на дне пропасти, открывается мутная трясина Ахерон. Она сливается с черными водами Стикса, девять раз опоясывающего загробный мир и отделяющего его от мира живых. Даже боги остерегаются нарушать клятвы, данные именем Стикса: воды эти священны и безжалостны. Они вливаются в Коцит, реку плача, дающую начало Лете, реке забвения. 

Греция
Глава греческого ада Аид наименее почитаем среди пантеона, что не удивительно. Но именно с ним чаще всего смертные желали договориться или даже шли на риск и пытались обмануть. Так, изворотливый Сизиф, когда-то обманувший и духа смерти Танатоса, и несговорчивого Аида, и самого Зевса, катит в гору камень, который срывается всякий раз, как только приблизится к вершине. Отсюда и расхожее выражение — сизифов труд.

Пересечь русло Стикса вы сможете в лодке старика Харона. За свой труд он берет с каждого по мелкой медной монете. Если же у вас нет денег, останется только ожидать конца времен у входа. Лодка Харона пересекает все девять потоков и высаживает пассажиров в обители мертвых. Здесь вас встретит огромный трехглавый пес Цербер, безопасный для входящих, но свирепый и безжалостный к тем, кто пытается вырваться из загробного мира и вернуться в мир солнечный. На обширной равнине, под леденящим ветром, в числе прочих теней спокойно ожидайте своей очереди. Неровная дорога ведет к чертогу самого Аида, окруженному огненным потоком Флегетоном. Мост над ним упирается в ворота, стоящие на алмазных колоннах. За воротами — сделанный из бронзы огромный зал, где восседает сам Аид и его помощники, судьи Минос, Эак и Радамант. Между прочим, все трое когда-то были людьми из плоти и крови, как мы с вами. Они были справедливыми царями и правили своими народами так удачно, что после смерти Зевс сделал их судьями над всеми мертвыми.РЕКЛАМА –

С большой вероятностью справедливые судьи низвергнут вас еще ниже, в Тартар — царство боли и стонов, расположенное глубоко под дворцом. Это и есть ад в греческой мифологии. Здесь вам придется познакомиться с тремя сестрами-старухами, богинями мщения Эринниями, которых Аид поставил присматривать за грешниками. Вид их ужасен: синие губы, с которых капает ядовитая слюна; черные плащи, подобные крыльям летучих мышей. С клубками змей в руках они носятся по подземелью, факелами освещая себе путь, и следят за тем, чтобы каждый полностью испил чашу положенной ему кары. Среди других «коренных жителей» Тартара — крадущая детей Ламия, трехглавая Геката, демон ночных кошмаров, пожиратель трупов Эврином. Здесь вы встретите и множество мифических личностей. Тиран Иксион навечно прикован к огненному колесу. Прикованного великана Тития, оскорбившего нежную Лето, клюют два грифа. Богохульник Тантал по горло погружен в свежайшую чистую воду, но как только он, терзаемый жаждой, наклонится, она отступает от него. Убившие своих мужей Данаиды принуждены бесконечно наполнять дырявый сосуд. 

Зевс
Откуда же взялся Аид? Оттуда же, откуда и Зевс с Посейдоном — от отца Кроноса, который глотал всех своих детей. Несмотря на это, их не постигла гибель, ведь они были бессмертными богами и жили в чреве своего отца. Все, кроме Зевса. Он-то и освободил своих братьев и сестёр. При разделении отцовского наследства Аиду и досталась власть над греческим адом.

В христианской религии

Идеи и понимание существования ада внутри самого христианства сильно разнятся.

Ад в христианской религии упомянут в Новом завете, где ему дано определение возможного загробного места, где происходят мучения грешников в качестве наказания. По описанию, ад является местом, наполненным пламенем. В Новом Завете сказано также о вратах ада. 

Католицизм исторически разделял ад на два понятия – ад и лимб. Лимб предназначен для определенных категорий людей, в число которых входят некрещенные младенцы и добродетельные античные праведники, но современная Католическая Церковь отвергает эту идею.

Православная церковь сопоставляет понятие ада с такими понятиями, как вечные муки, тартар, геенна огненная. В православии ад – это место, куда попадают грешники после конца мира и остаются там окончательно. Об этом говорится словами Бога: «..в геенну, в огонь неугасимый…», «…и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную…».

ад в православии

По учению Православной Церкви, до того, как произойдет Страшный Суд, в аду будут существовать и испытывать мучения только души грешников и демоны, но после того, как произойдет Страшный Суд, и материальные тела грешных людей воскреснут и также будут испытывать страшные муки.

С точки зрения Оригена в его учении об апокатарсисе, которое император Юстининан потребовал от Пятого Вселенского Собора предать проклятию, Христос до тех пор останется на своем кресте, и Голгофа будет продолжаться до тех пор, пока в Аду останется хотя бы одно существо.

Николай Бердяев считает, что идея Оригена сталкивается с его собственной точкой зрения, поскольку, по его мнению, ад и его существование представляет собой временное понятие, а не вечное, и по своей сути он существует как чистилище, приобретая больше педагогическое значение. Он считает Ад больше субъективной сферой, когда душа погружается в свою собственную тьму в результате греховного существования человека, но не наказание за грехи.

С точки зрения представителей Церкви адвентистов седьмого дня, грешники, которые не раскаялись перед смертью, после смерти будут воскрешены для того, чтобы им был вынесен обвинительный приговор. После этого с небес сойдет огонь, явится Сатана в сопровождении своих приспешников, и все нераскаявшиеся грешники навсегда будут уничтожены.

Существует также еще одна точка зрения, которой придерживается и Алексей Осипов, по которой для человечества все еще остается тайной то, какова потусторонняя участь человека, и определенно человечеству о том, что существует после смерти, не сказано.

Ад в буддизме

Нарака – буддийский мир, куда попадают все души грешных существ, которые испортили себе карму при жизни. В отличие от христианских и мусульманских догматов адские муки в буддийской Наракой не вечны, хоть и длятся продолжительное время. После преодоления всех уготованных испытаний в аду негативная карма у души исчерпывается, и она может переродится в мире более высшим существом.

Нарака расположена под мифическим континентом Джамбудвипа. Ад имеет структуру усечённой пирамиды и разбит на уровни: восемь холодных, восемь горячих. К примеру, в холодных слоях есть ад волдырей, тряска от мороза и лотосовый ад со снежной пургой. А в огненных слоях есть ад воплей, ад великого жара и авичи – самый глубокий слой, где грешников ждут самые мучительные боль и агония, которые будут длиться до самого очищения кармы и перерождения. Интересно, что при этом в буддизме действует доктрина бесконечности миров, а значит, что у каждого из них есть своя Нарака.

Представление в даосизме

Китайская традиция рассматривает идею ада иначе, чем общепринятая традиция. Даосское понимание понятия ада не дает этических толкований, как это делает христианство или буддизм. Ад китайская традиция называет «хуан цюань», что в переводе на русский язык означает «желтые источники» или может быть переведено как «обитель мрака».

Китайская традиция гласит, что человек состоит из множества душ. И часть этих душ после смерти человека попадает на Небеса, которые ассоциируется в китайской традиции с Раем, а часть этих душ оказывается после смерти у желтых источников.

Из грубых душ после их смерти образовался дух Гуй, который находится у желтых источников, где влачит призрачное тенеподобное существование. Желтые источники сравнивают с местом, которое выглядит как античный Аид – здесь души влачат безрадостное существование, здесь нет света и нет живости. В китайской мифологии есть рассказы о путешествиях к желтым источникам, но путешественники подвергают себя опасности, отправляясь туда. Желтые источники состоят из девяти миров, и в самом нижнем мире правит Ту-бо, который представляет собой рогатое божество. В каждом из девяти миров – свой желтый источник.

В представлении мормонов

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней придерживается разных значений этого понятия.

Ад – духовная темница, такое место, которое находится в духовном послеземном мире, и это место приготовлено для тех, кто не раскаялся перед смертью в своих грехах или не уверовал. Ад в этом значении существует как временное место или состояние, в котором грешники находятся для того, чтобы изучить Евангелие, чтобы раскаяться, а затем принять таинства спасения, которые за них совершаются в храме. После того, как души эти принимают Евангелия, они отправляются в Рай, где и находятся до самого Воскресения, после которого им будет отдана та степень славы, которую они заслуживают. Если же души не покаются, но они не являются зачисленными среди сынов погибели, то их оставляют в духовной темнице до истечения Тысячелетия, и после этого их освободят из Ада, накажут, после чего воскресят к телестиальной славе.

Ад в иудаизме

В иудаизме понятия ада как такового нет, но согласно Ветхому Завету, на котором базируется Тора и весь иудаизм, здесь есть такое место под названием Шеол – обитель всех усопших, не только грешников, но и мирных граждан. Шеол – это даже не ад, а просто значение смерти и место окончательного упокоения человека, его могила. В иудаизме также используется древнегреческое понятие «хадес» – тоже аналог обобщённого загробного мира, где, однако, нет места мучения и страданиям, а лишь забвение.

В представлении Свидетелей Иеговы

Представления Свидетелей Иеговы основываются на словах, которые приведены в Библии: «… в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости». В их представлении это общая для человечества могила, место, где временно хранятся мертвые, и она существует только до того момента, пока не произойдет воскресение мертвых после Конца Света, то есть пока существует само понятие смерти.

Свидетели Иеговы считают, что смерть – это сон, опираясь на слова Иисуса Христа, когда он сказал: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его…».

В представлении мусульман. Ад в исламе

Ислам представляет ад как место, где пребывают умершие неверующие и грешники, которых Всевышний Аллах не простил, опираясь в качестве источников на слова пророка Мухаммада ﷺ и на тексты Священной Книги Коран.

В исламских текстах можно встретить и другие названия Ада: «джахим», что в переводе означает «огонь», «ляза» или «обжигающий огонь», «са‘ир» или «палящий огонь», «сакар» или «преисподняя», «хутама» или «сокрушилище», «хавия» или «бездна», «пропасть».

Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что и Рай, и Ад уже созданы Всевышним, но только после Страшного Суда (Судного Дня) люди войдут в них.

Исламская религия считает, что Ад существует уже сейчас в реальности, и ад будет существовать всегда. Его существованию нет конца, и те, кто находится в нем, останутся там навечно, и с ними вечно будут происходить муки и ужасы его.

По словам Пророка Мухаммада ﷺ: «Когда один из вас умирает, ему будет показано его место каждое утро и каждый вечер… Если он из обитателей Ада, он увидит своё место в Аду».

Ад представляется мусульманам как загробное место, где грешников ждут огненные мучения, но адский огонь мучительнее земного огня во много раз, где им будут преподносить напитки из гноя и кипятка, где им предстоит есть плоды адского колючего дерева Заккум. Неверующие будут пребывать в Аду вечно, а мусульмане-грешники могут освободиться от пламени Ада через какое-то время, и только Аллах знает, через какое, и после этого они также войдут в Рай.

Относительно судьбы грешников и того, вечно ли они будут существовать там или у них будет способ покинуть Ад, упоминается в хадисе Пророка Мухаммада ﷺ, переданном аль-Бухари в своем сборнике хадисов Сахих, где сказано, что Всевышний Господь может избавить некоторых из обитателей Преисподней от мучений, если в их сердце есть вера. В этом хадисе подразумевается, что обитатели Преисподней будут подразделяться на две категории людей:

  • -единобожники, которые совершали скверные деяния наряду с праведными, и их Всевышний направит в Ад для того, чтобы в течение некоторого времени они существовали там и принимали наказания за свои деяния.
  • неверующие и лицемеры, которые существовали в неверии и умерли, не приняв Единого Господа, и такие люди будут отправлены Всевышним в Ад навечно.

Почему существует ад?

Один из самых есте­ствен­ных вопро­сов сомне­ва­ю­ще­гося – почему суще­ствует ад? Если Бог есть Любовь, почему Он обре­кает греш­ни­ков на вечные муче­ния?

Ответ, на этот кажу­щийся нераз­ре­ши­мым вопрос, на самом деле не так сложен. Самое глав­ное здесь вот что: хри­сти­ан­ство пришло в мир вовсе не с вестью о том, что суще­ствует ад. Нет, ад – темное цар­ство мерт­вых – изве­стен почти всем дохри­сти­ан­ским куль­ту­рам. Своим же Вос­кре­се­нием Хри­стос открыл людям тайну жизни, а не смерти – тайну Рая.

К сожа­ле­нию, наши пред­став­ле­ния об аде и рае далеки от хри­сти­ан­ских. Слово “ад” у многих совре­мен­ни­ков вызы­вает в памяти кар­тинки из жур­нала “Кро­ко­дил” совет­ских времен: ско­во­родки, бока кото­рых жадно лижут языки адского пла­мени; греш­ники, стра­да­ю­щие в кипя­щем масле на этих ско­во­род­ках, и рога­тые черти, неми­ло­сердно тыча­щие греш­ни­ков. Смею утвер­ждать, что кар­тины эти, при всей своей нагляд­но­сти, имеют мало общего с хри­сти­ан­ским пони­ма­нием вечных мук.

И если гово­рить об обра­зах, то я бы пред­ло­жил обра­титься к… совре­мен­ному оте­че­ствен­ному кино! В одной из послед­них картин Вале­рия Тодо­ров­ского “Страна глухих” есть сцена, пре­красно пере­да­ю­щая хри­сти­ан­ский нерв ощу­ще­ния ада.

Для тех, кто не видел фильм, поясню: глав­ная геро­иня – моло­дая девушка. Ее люби­мый парень – азарт­ный игрок – должен огром­ную сумму денег. Рискуя жизнью, девушка соби­рает для люби­мого необ­хо­ди­мую сумму, но он (игрок же!) перед тем как вер­нуть долг, решает еще раз попы­тать сча­стья. И… вновь про­иг­ры­вает все до копейки.

А дальше потря­са­ю­щая по силе и про­ник­но­вен­но­сти сцена: ни одного упрека, ни одного слова обви­не­ния, все, что пыта­ется сде­лать девушка – это успо­ко­ить люби­мого. Она гово­рит, что он не должен рас­стра­и­ваться, что деньги – это не глав­ное, что она еще зара­бо­тает. Глав­ное, они любят друг друга, поэтому все будет хорошо.

В ответ парень “взры­ва­ется” и начи­нает гнать от себя девушку. Он кричит, что не может нахо­диться рядом с ней, что ему больно от осо­зна­ния того, что он – послед­няя сво­лочь – про­иг­рал зара­бо­тан­ные ею деньги, а в ответ от нее – ни слова упрека, а только обе­ща­ние любить его, что бы он ни натво­рил. Но такая любовь выше его сил, так как он не может быть с ней, ощущая свою под­лость! Ему БОЛЬНО ОТ ЕЕ ДОБ­РОТЫ, и он ее про­го­няет.

Конечно, дальше ему станет только ЕЩЕ БОЛЬ­НЕЕ. Про­гнав люби­мую, он будет всю жизнь мучиться, потому что такая любовь – одна и на всю жизнь. Но, согла­си­тесь, трудно в этой ситу­а­ции обви­нить девушку, упрек­нуть ее в том, что именно она обре­кает парня на муче­ния…

Этот образ, на мой взгляд, вполне по-хри­сти­ан­ски опи­сы­вает ощу­ще­ния души греш­ника, встре­ча­ю­щей Бога – Того, Кто есть Любовь. Любовь, кото­рая обжи­гает, но без кото­рой нет жизни. Так чело­век, про­си­дев­ший долгое время в темной ком­нате и отка­зы­вав­шийся выхо­дить к свету, неиз­бежно слеп­нет, когда сол­неч­ные лучи впер­вые каса­ются его лица. И кто вино­ват, что на посто­ян­ный призыв выйти на улицу, к свету, он отве­чал отка­зом?.. А глаза, тем вре­ме­нем, поте­ряли спо­соб­ность вос­при­ни­мать свет, то есть жизнь. Поэтому именно сам чело­век обре­кает себя на вечную тьму, вечное муче­ние.

И все же – повторю еще раз – хри­сти­ан­ство – это Благая Весть (греч. Еван­ге­лие) о Жизни, а не смерти. И все, что тре­бу­ется от нас, это открыть дверь и выйти к свету, пока не поздно. Время у нас еще есть.

Как возник ад

Бог наполняет Собой все и дает жизненную силу всему. Но кто-то не хочет быть зависимым от Бога. Бог не навязывает Себя никому против воли человека. Поэтому тем, кто избрал не любить Бога, должно быть позволено не любить Его и не быть с Ним. Сатана первым пожелал отделиться от Творца. Но как можно сделать это, если Бог везде и во всем? Вот почему Господу пришлось сотворить такое место во Вселенной, где не осталось бы ничего божественного. И поэтому же в аду нет ни милости, ни жизни, только безысходность. Всю вечность человек будет постигать, что значит на самом деле оказаться без Бога. И самое страшное, он не сможет ничего изменить. Грешники будут проводить вечность с сатаной и его ангелами: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мтф. 25:41).

Кто создал ад?

Сатана сам создал себе ад после своего падения. Ад появился после того, как сатана поднял восстание. Он был первым и самым могущественным ангелом, но решил стать Богом. Часть ангелов поддержали своего предводителя.
После окончания бунта и поражения от архангела Михаила — «полководца», который возглавил борьбу с бесами, падшие ангелы вместе с сатаной попали в ад.
Вот как об этом говорит в Ветхом Завете пророк Исаия: В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червъ, и черви — покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис 14:9-15).

Существует представление, что ад — это место со сковородками и котлами. Так ли это?

Мы не знаем как выглядит ад на самом деле. Но мы знаем, что сковородки, огненные озера, котлы, расплавленный свинец, пыточные орудия являются метафорами. Это педагогический прием, с помощью которого христиане объясняли друг другу ужасность адских страданий. Уже в III веке появляются подробные «путеводители» по аду, где рассказывается о монстрах, змеях, высоких горах и страшном ветре, где чудовища терзают ту часть тела, с помощью которой человек совершал свой «любимый» грех. (Например, те, кто любил при жизни осуждать близких, в аду могли быть подвешены за язык). Все эти яркие образы — попытка рассказать людям о том, что наказание за нераскаянные грехи — это вечная смерть в постоянных муках.

Что мучает людей в аду?

В первую очередь, разрыв с Богом — это само по себе страшное мучение. Ещё — постоянное нахождение рядом с сатаной, бесами, другими грешниками, говоря современным языком, «атмосфера ненависти».
У старца Паисия Афонского есть хороший образ адских мук. Люди сидят за роскошным столом, на котором полно вкусной еды и напитков. Перед каждым человеком лежит очень-очень длинная ложка, поэтому люди не могут есть сами.
В аду никто из окружающих не помогает человеку, и он мучается от голода, а в раю праведники за таким же столом кормят друг друга.
Ад — это полное отсутствие любви, заботы, поддержки, дружбы, вечное одиночество и боль, которые усиливаются от осознания того, что человек сам лишил себя рая и его блаженств.

В аду все мучаются одинаково?

Есть представление о том, что чем больше человек сделал зла при жизни, тем больше он мучается после смерти. Иногда оно основывается на словах Евангелия: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк 12:47-48). В Средние века использовали образ огненного озера, где одни грешники были не видны совсем, другие — стояли в пламени по шею, третьи — по пояс и так далее.
Впрочем, до конца ответить на вопросы, связанные с посмертной участью человека, невозможно.

Зачем нужны круги ада

9 кругов ада по Данте соответствуют девяти главным грехам, на каждый из которых отводится свое наказание. В верхние уровни попадают люди, совершившие меньшие провинности, в нижний ад спускаются с тяжкими грехами, а на самом дне ада закован Дьявол.

Через ад протекает река, которая берет начало из рыдающих глаз библейского старца–истукана, его слезы являются средоточием мирового зла. Река стекает по всем девяти кругам и на каждом круге меняет свой вид и название, превращаясь у центра земли в ледяное озеро.

Страж уровня

На каждому уровне за грешниками следит страж. Стражи описываются чудовищными и свирепыми, они с жадностью и злостью принимают души грешников, отправляют их на вечные страдания. Души будут нести свои мучения без всякой надежды на прощение до наступления Страшного суда. Тогда они вернутся в плотские оболочки, восстанут из могил и после свершения суда их страдания приумножатся.

1 круг — Лимб

1 круг — Лимб
Первый круг ада — Лимб, где пребывают души тех, кто в неправедных делах уличен не был, но умер некрещеным. В Лимбе обитают античные философы и поэты (кроме того, Вергилий): здесь же находились Ной, Моисей и Авраам, — все праведники, упомянутые в Ветхом Завете, но затем им позволили вознестись в Рай.

Страж:

  • Харон.

Наказание:

  • Безбольная печаль.

2 круг — Сладострастие

2 круг — СладострастиеУ входа путешественников встречает царь Минос (справедливый судья и отец Минотавра), который распределяет души по кругам. Здесь все покрыто мглой и постоянно бушует буря — порывы ветра швыряют души тех, кого на путь греха толкнула любовь. Возжелал чужую жену или мужа, жил в разврате — твоя душа будет носиться неприкаянной над бездной во веки вечные.

Страж:

  • Минос.

Наказание:

  • Кручение;
  • Истязание бурей.

3 круг — Чревоугодие

3 круг — Чревоугодие
В этом круге заключены обжоры: здесь вечно льет ледяной дождь, души вязнут в грязной жиже, а демон Цербер обгладывает попавшихся под когтистую лапу заключенных.

Страж:

  • Цербер.

Наказание:

  • Гниение под солнцем;
  • Гниение под дождем.

4 круг — Жадность

Четвертый круг – пристанище душ, осужденных за неумение распоряжаться деньгами. Тут за противоположные грехи несут наказание расточители и скупцы. Их охраняет Плутос, который был когда-то богом богатства на греческом Олимпе, а затем низвергнут в ад и обращен в беса.

Плутос

На входе Плутос встречает всех хриплыми угрозами. В этом круге транжиры и скупердяи обречены на вечное противостояние. От порочной жизни лица их стали не узнаваемы. Они бредут с воплями в громадном круговороте, толкая перед собой тяжелые глыбы. Толпы сталкиваются друг с другом в коротком бою и разбредаются в противоположные стороны. Выкрикивая на ходу и продолжая перебранку, грешники доходят до противоположной точки полукруга, снова вступают в драку. Так они движутся по кругу, толкают тяжести, сшибаясь в схватку и бесконечно споря.

Страж:

  • Плутос.

Наказание:

  • Вечный спор.

5 круг — Гнев и Лень

Гигантская река, а вернее Стигийское болото, куда ссылают за лень и гневливость. Все круги до пятого — пристанище несдержанных, а несдержанность считается меньшим грехом, чем «злоба или буйное скотство», и поэтому страдания душ там облегчены по сравнению с теми, кто обитает на дальних кругах.

Стигийское болото

Страж:

  • Флегий.

Наказание:

  • Вечная драка по горло в болоте.

6 круг ада: распространение ложных учений, раскаленные могилы

С шестого круга открывается нижний ад тяжких прегрешений. На этом уровне стоят стены города Дита. За ними видны городские башни, освещенные багряным пламенем адского огня. Вход охраняют сотни падших ангелов – соратники Люцифера. Над стенами летают три бледных, свирепых и кровавых Фурии с клубками змей вместо волос: Тисифона – Мстящая, Мегера – Ненавидящая, Алекто – Безжалостная. По их призыву появляется Медуза Горгона, взглядом оборачивающая в камень.

Город Дита

За воротами крепостных стен находится некрополь с горящими могилами. Все надгробия раскрыты и в раскаленных ямах страдают еретики, последователи ложных учений.

Шестой круг завершается скалами и глубоким обрывом, из которого доносится едкое зловоние.

Страж:

  • Фурии.

Наказание:

  • Существовать призраком в раскаленной могиле.

7 круг — Для насильников и убийц всех мастей

7 круг — Для насильников и убийц всех мастей
Степи, где вечно идет огненный дождь, и взгляду предстает одно и то же: страшные муки душ, запятнавших себя насилием. Сюда попадают и тираны, и убийцы, и самоубийцы, и богохульники, и даже игроки (которые бесмыссленно истребляли собственное имущество). Грешников раздирают собаки, на них охотятся гарпии, их варят в алом кипятке, превращают в деревья и заставляют бегать под струями пламени.

1 ПОЯС носит название ФЛАГЕТОН.

7 КРУГ АДА - ГОРОД ДИТ. Он разделен на три пояса. Основные обитатели – люди, которые совершали насилие. Но в каждом поясе живут различные виды насильников:
ПОЯС носит название ФЛАГЕТОН.
Те, кто совершал насилие над ближним своим, над его материальными ценностями и достоянием. Так что, тираны, разбойники и грабители проводят свое время именно на первом поясе. Парни кипят во рву из раскаленной крови, а если кто вынырнет – в него стреляют КЕНТАВРЫ.
Кстати, по мнению Данте Алигьери и его «Божественной Комедии», Александр Македонский и тиран Дионисий именно там и плавают, плескаясь в теплых волнах крови своих жертв.

2 ПОЯС – это ЛЕС САМОУБИЙЦ.

Томятся там совершившие насилие над собою, они превращены в деревья и их рвут на клочки ГАРПИИ (дочери морского божества Тавманта).
Известны тем, что внезапно появляются и похищают человеческих детей и души людей. Также те, кто бессмысленно распоряжался своим состоянием — азартные игроки и им подобные.
Транжир и азартных игроков истязают гончие псы.

3 ПОЯС – ГОРЮЧИЕ ПЕСКИ.

3 ПОЯС – ГОРЮЧИЕ ПЕСКИ.
Там проводят свое время богохульники, совершившие насилие над божествами. Так же те, кто проявил насилие против своего естества (садомиты), а так же искусства (лихоимство).
Наказанием служит пребывание в абсолютно бесплодной пустыне, небо которой капает на головы несчастных огненным дождем.
Охраняет томящихся на 7 кругу ада и его поясах – МИНОТАВР.
Существо, которое получилось после извращенной связи жены царя Миноса – Пасифаи и быка, подаренного Посейдоном.
Пасифая совокуплялась с быком, прельщая его тем, что ложилась в деревянный макет коровы, сделанный Дедалом (выдающийся художник и инженер, построивший лабиринт на острове Крит).

Страж:

  • Минотавр.

Наказание:

  • Кипеть в кровавой реке;
  • Млеть в знойной пустыне у пылающего потока;
  • Быть терзаемыми гарпиями и гончими псами.

8 круг ада: обманщики, 10 каменных рвов

Спуск в темную пропасть, где находится восьмой круг, охраняет Герион – крылатый великан, олицетворяющий порок обмана. Его лицо приветливо и привлекательно, туловище покрыто пятнами и узорами, на лапах острые когти, а длинный змеиный хвост заканчивается отравленным жалом.

Герион

Восьмой круг ада – каменный выступ в пропасти с десятью кольцевыми впадинами, которые как рвы окружают бездну в центре. Эта местность в аду называется Злые Щели. Сюда отправляются души обманщиков. Каждой из десяти каменных впадин восьмого круга соответствует по одному виду обмана.

  1. В первой круговой впадине наказываются соблазнители и сводники. Грешники бегут двумя встречными рядами, подгоняемые плетками бесов. В одном потоке двигаются обольстители, обманом соблазнявшие женщин для себя, в другом – сводники, которые обольщали и продавали женщин другим.
  2. Второй ров наполнен зловонным калом. В нем увязли льстецы, которые, хрюкая, скребутся и хлещут себя ладонями.
  3. В третью впадину отправляются святокупцы – духовные сановники, которые продавали или покупали священные чины и должности. В каменном дне рва высечены круглые ямы, в которых вверх ногами заключены грешники, а их стопы обжигаются пламенем.
  4. По четвертому рву неспешной процессией бредут, лишенные голоса, прорицатели, гадалки, колдуны, астрологи, предсказатели. Их головы усажены на тела задом на перед, так, что взоры, пытавшиеся заглянуть слишком далеко, теперь устремлены на пятки, а по спинам стекают молчаливые слезы.
  5. Пятый ров наполнен кипящей смолой, в которой несут наказание мздоимцы – взяточники. Впадину стерегут черные бесы с баграми и крюками, следящие, чтобы грешники не выныривали из смолы.
  6. В круге пятой впадины бредут лицемеры в тяжелых, свинцовых мантиях, покрытых сверху позолотой. Там же к каменному дну пригвожден Каифа и все фарисеи, которые участвовали в казни Христа. Все грешники в своих неподъемных одеждах проходят по их телам.
  7. Седьмой ров наполнен клубками змей, которые обвивают, душат и жалят виновных за воровство. От укусов змей души воров истлевают в пепел, из которого снова восстают, либо сами превращаются в змееподобных чудовищ, сливаясь телами с другими грешниками.
  8. В восьмом рве наказываются лживые, лукавые советчики. Каждый грешник заключен внутри пламени, в котором вечно горит.
  9. В девятую впадину попадают зачинщики вражды. Они бредут окровавленные и изувеченные по кругу. Черный демон ножами рассекает и рубит их тела, не пропуская ни одного грешника. Пройдя круг, их раны заживают, пока демон опять не изувечит их.
  10. В последнем кольце восьмого круга лжецов от болезней мучаются поддельщики. Люди, выдававшие себя за других обессилены и страдают зудом, раздирая кожу и плоть, фальшивомонетчики раздуваются от водянки, клеветники страдают от лихорадки и мигреней.

Страж:

  • Герион.

Наказание:

  • Грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые демонами, влипшие в кал зловонный;
  • Тела неких закованы в скалы, по ступням струится пламя;
  • Кто-то бурлит в смоле, и если высунется — черти втыкают багры;
  • Закованных в свинцовые мантии ставят на раскаленную жаровню;
  • грешников потрошат и терзают гады, проказа и лишай.

9 круг ада: предатели, вечная мерзлота

9 кругов ада по Данте нисходят к ледяному озеру Коцит, куда отправляются души предателей, обманувшие доверившихся им людей.

На спуске в темный колодец девятого круга закованы гиганты–богоборцы, пытавшиеся захватить Небо, за что и были свергнуты под землю.

Ледяное озеро ада

Ледяная поверхность озера состоит из четырех сужающихся колец, в которые по шею вмерзли грешники. Их лица обезображены холодом и устремлены вниз.

  1. Пояс Каина – души предателей и убийц родственников.
  2. Пояс Антерона – изменники родины, предатели единомышленников.
  3. Пояс Толомея – предатели и убийцы друзей, близких, разделивших с ними трапезу.
  4. Пояс Иуды – души, предавшие своих покровителей и заступников.

Центр озера – это центр Вселенной и девяти кругов ада. Здесь по пояс в лед закован Дьявол, который охраняет проход в Чистилище. Данте описывает его с тремя лицами и шестью крыльями. Из глаз Люцифера льются слезы, замораживающие озеро Коцит. Три его пасти грызут трех грешников – предателей человеческого и божественного величия: Иуду, Брута и Кассия.

Страж:

  • Бриарей;
  • Эфиальт;
  • Антей.

Наказание:

  • Нескончаемые терзания в ледяном озере.

Кто точно попадет в ад?

Точный список обитателей ада заканчивается на сатане и бесах.
Во всех остальных случаях можно лишь предполагать с большей или меньшей долей вероятности.
Обычно в ад еще помещают Иуду-предателя, известных библейских злодеев, таких как царь Ирод.
Живой человек не может знать на сто процентов о том, где находятся умершие. Даже самый страшный злодей может раскаяться в последний миг своей жизни, о чем до Страшного суда будет знать только Бог.

Будут ли муки греш­ни­ков веч­ными?

В насто­я­щее время учение о конеч­но­сти мук нерас­ка­ян­ных греш­ни­ков, име­ю­щих быть осуж­ден­ными на гря­ду­щем Страш­ном Суде, имеет немало после­до­ва­те­лей.

В отли­чие от учения Церкви о веч­но­сти адовых муче­ний оно стро­ится не на прямых биб­лей­ских сви­де­тель­ствах ( Мф.25:46 ), а на интер­пре­та­ции кос­вен­ных фактов.

В своё время воз­зре­ние об огра­ни­чен­но­сти «вечных» адских муче­ний отста­и­вал Ориген. Затем сочув­ствие этой идее выра­зил свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский. Впо­след­ствии назван­ное учение нашло себе отклик в умах боль­шого коли­че­ства «веру­ю­щих». В наше время отдель­ные авторы арти­ку­ли­руют его как одно из допу­сти­мых направ­ле­ний хри­сти­ан­ской мысли (см. подроб­нее: Вечны ли адские муки?).

В первую оче­редь кон­цеп­ция об огра­ни­чен­но­сти адских муче­ний стро­и­лась на свое­об­разно истол­ко­ван­ном учении о Боже­ствен­ных свой­ствах. Счи­та­лось, что Все­дер­жи­тель, желая спа­се­ния всем без исклю­че­ния людям, как Все­ве­ду­щий, Любя­щий, Мило­серд­ный и Все­мо­гу­щий, непре­менно найдёт над­ле­жа­щее сред­ство и изба­вит всех без­за­кон­ни­ков от гре­хов­но­сти, после чего введёт их в Небес­ное Цар­ство, при­со­еди­нив к сонму святых.

На совер­шенно чёткое Боже­ствен­ное заве­ре­ние о веч­но­сти буду­щих мук они отве­тили дово­дом, что при­ла­га­тель­ное «вечные» (муки) должно интер­пре­ти­ро­ваться не в смысле «бес­ко­неч­ные», а в зна­че­нии «про­дол­жи­тель­ные», но всё же огра­ни­чен­ные рам­ками вре­мени.

V Все­лен­ский Собор, оценив ори­ге­низм как учение ложное, не соот­вет­ству­ю­щее духу Писа­ния, осудил вместе с тем и гипо­тезу Оригена об огра­ни­чен­но­сти «вечных» муче­ний. Свя­ти­тель же Гри­го­рий Нис­ский, отча­сти под­дер­жав­ший мнение Оригена, не под­вергся осуж­де­нию ни на этом, ни на после­ду­ю­щих Собо­рах. Более того, он был заслу­женно при­знан Все­лен­ской Цер­ко­вью как один из наи­бо­лее выда­ю­щихся цер­ков­ных писа­те­лей. В свою оче­редь неко­то­рым это дало повод думать, что и импо­ни­ро­вав­шая ему идея о конеч­но­сти мук соот­вет­ствует истине.

Между тем, при всём ува­же­нии к авто­ри­тету Нис­ского свя­ти­теля, его част­ное бого­слов­ское мнение об огра­ни­чен­но­сти буду­щих муче­ний было рас­кри­ти­ко­вано целым рядом вели­ких отцов.

В отно­ше­нии сопря­же­ния учения о все­мо­гу­ще­стве и пре­муд­ро­сти Бога с уче­нием о неиз­беж­но­сти все­об­щего спа­се­ния (неза­ви­симо от того, как тот или иной чело­век осу­ществ­ляет свою земную жизнь), отцы Церкви объ­яс­нили, что не Бог, а сам греш­ник, откло­ня­ю­щий себя от пути в Цар­ство Небес­ное, станет винов­ни­ком своих буду­щих бед. И это не войдёт в про­ти­во­ре­чие с совер­шен­ствами Боже­ства.

Что каса­ется интер­пре­та­ции «веч­но­сти» буду­щего века в зна­че­нии не бес­ко­неч­ного, но огра­ни­чен­ного пери­ода, отцы про­ти­во­по­ста­вили этому сооб­ра­же­нию своё: если при­знать буду­щий век за огра­ни­чен­ный, то огра­ни­чен­ным необ­хо­димо будет при­знать и бла­жен­ство святых; но это суж­де­ние прямо про­ти­во­ре­чит сви­де­тель­ству Откро­ве­ния о том, что радо­сти пра­вед­ни­ков не будет конца.

Один из две­на­дцати ана­фе­ма­тиз­мов (вось­мой) из чина тор­же­ства Пра­во­сла­вия, при­знан­ного Цер­ко­вью, ясно ука­зы­вает, что те, кто дер­зают отвер­гать веч­ность муче­ний посмерт­ного воз­да­я­ния, под­ле­жат ана­феме.

Можно ли выбраться из ада?

Самостоятельно — нет, но молитвы живых людей и заступничество Церкви может помочь умершему избавиться от мук после Страшного суда. Поучению Церкви, после смерти человека ожидает два суда. Первый — частный, который по преданию происходит до сорокового дня после кончины. Но наши близкие и после смерти сохраняют связь с нами и с Церковью. Поэтому так важны разные формы церковного поминовения усопших, молитвы живых, раздача милостыни с просьбой помолиться о душе покойного. Это та связь, которая позволяет человеку измениться даже после смерти и надеяться на оправдание во время Страшного суда, который произойдет во время Второго пришествия Христа, когда определяется уже окончательная судьба людей.

Почему радикализм – это ад на земле

Люди после обрушения небоскрёбов 11 сентября 2001 года 

Ответ на вопрос, почему терроризм – это не просто ад на земле, а даже хуже, прост и лежит на поверхности. Ад – обычное религиозное представление о загробной жизни, а радикальный экстремизм реален. Приведём лишь три примера, какими жуткими могут быть последствия проявления религиозного терроризма (слабонервных просим воздержаться от чтения).

  • Теракты 9/11. Стоит ли упоминать, что в результате самого страшного террористического акта в истории человечества погибло около 3000 человек, ещё 6000 пострадавших получили ранения, и 24 человека до сих пор считаются пропавшими без вести. Но мы расскажем пару историй. Одна со счастливым концом произошла с инженером-конструктором Паскалем Буззели. В момент теракта он находился с коллегами на 64-м этаже южной башни Всемирного торгового центра. В какой-то момент работник увидел бегущих по лестницам испуганных людей и позвонил жене. Она сообщила, что в северную башню врезался самолёт. Тогда Буззели стал эвакуироваться с коллегами, они успели спуститься до 22-го этажа, когда и южная башня начала рушиться. Паскаль свернулся калачиком в надежде пережить катастрофу. Так и случилось – очнулся он на развалинах здания, вися на обломках седьмого этажа и со сломанной ногой. Коллегам Буззели не повезло – все они погибли. Вторая история, пожалуй, самая известная и трагичная. «Падающий человек» – легендарный снимок, сделанный фотографом Ричардом Дрю. Человек выпрыгнул из северной башни со 106-го этажа, после того как на этом уровне начался сильный пожар. Из того же здания прыгали вниз ещё несколько десятков человек, но именно этот неизвестный запомнился всем своим пугающим отчаянием, трагичностью и неотвратимостью смерти. Имя «Падающего человека» неизвестно до сих пор (снимок мы не публикуем намеренно, чтобы не повергать читателей в шок).
  • Теракт на Бостонском марафоне. 15 апреля 2013 год. Финишная прямая международного Бостонского марафона, несколько сотен людей радостно приветствуют атлетов, добегающих до финишной черты. Юный Мартин Ричард вместе с мамой, папой и младшей сестрой машут флажками и кричат приветственные речи. Мартину 8 лет, завтра ему идти в школу, учиться и играть с друзьями. Мальчик счастлив. Он ещё не знает, что через несколько секунд его жизнь оборвётся навсегда. В результате двух взрывов на марафоне семья Ричардов пострадала вся: родители Мартина получили ожоги, а младшая сестра потеряла ногу. Сына они уже не вернули. Ещё один, но более счастливый финал у финишной ленты марафона ждал Джеффа Баумана. Он стоял у самого края толпы и держал плакат для своей подруги. Когда она подбегала к финишу, прогремели взрывы в нескольких метрах от Джеффа. Ему оторвало ноги, но молодой человек выжил. Более того, перед трагедией он даже успел рассмотреть одного из террористов. Дав точные свидетельские показания ФБР и пройдя курс реабилитации, Бауман стал национальным героем США. Теракт на Бостонском марафоне унёс жизни трёх человек, более 280 оказались ранены.
  • Теракт на Дубровке. Разгар Второй чеченской войны. Идут ожесточённые бои, гибнут солдаты с обеих сторон. Но это где-то там, далеко, за тысячи километров севернее Москвы. А в столице России, в районе Дубровки стоит Театральный центр. И в нём идёт мюзикл «Норд-Ост». На дворе вечер 22 октября 2002 года, и в здание театра врываются чеченские террористы. Взяв в заложники почти 1000 человек – зрителей, актёров, служебный персонал – экстремисты начинают отбирать сотовые телефоны. Но присутствующий в зале зритель Павел Платонов сумел спрятать свой телефон и первым из заложников сумел связаться с внешним миром и сообщить о теракте. Платонов, бывший пограничник, быстро сообщил другу информацию о количестве боевиков и заложников, а тот передал ФСБ. На протяжении всех четырёх дней осады Платонов передавал по сотовому информацию спецслужбам, а когда террористы всё же нашли его телефон, сумел найти у других заложников сотовый и до самого штурма помогал спецназу. Благодаря его действиям было спасено более 700 челочек, но сам Павел Платонов погиб во время штурма. У него остались жена и дочь. Платонова посмертно наградили орденом мужества. В теракте на Дубровке погибло, по разным сведениям, от 130 до 174 человек, ранеными оказались более 700 заложников и членов спецназа.

7 секретов «Ада» Данте

1. Тайна рухнувшего моста

В пятом рву восьмого круга ада (21-я песнь) Данте и Вергилий встречают груп­пу демонов. Их предводитель, Хвостач, говорит, что дальше дороги нет — мост разрушен:

…Дальше не пройти
Вам этим гребнем; и пытать бесплодно:
Шестой обрушен мост, и нет пути.
Чтоб выйти все же, если вам угодно,
Ступайте этим валом, там, где след,
И ближним гребнем выйдете свободно.
Двенадцать сот и шестьдесят шесть лет
Вчера, на пять часов поздней, успело
Протечь с тех пор, как здесь дороги нет    Здесь и далее цитируется перевод Михаила Лозинского, если не указано иное..

Слова демона удивляют своей преувеличенной детальностью — зачем Данте и читателям знать о времени обрушения какого-то моста с точностью до часа? Между тем в этих строфах содержится ключ к одной из главных загадок «Боже­­­ственной коме­дии» — хронологии дантовского путешествия, о которой Данте нигде не гово­рит прямо, но которую можно реконструировать на основа­нии разбросанных тут и там намеков.

В первой терцине «Ада» рассказывается, что Данте потерялся в сумрачном лесу, «зем­ную жизнь пройдя до половины». Можно предположить, что мы на­хо­димся в районе 1300 года от Рождества Христова: в Средние века считалось, что жизнь длится 70 лет    См. псалом царя Давида: «Дней лет наших — семьдесят лет» (89:10)., а Данте родился в 1265 году. Отнимаем от 1300 года 1266 лет, о которых говорит Хвостач, и получается, что мост обрушился при­мерно в конце земной жизни Христа. Вспомним Евангелие, где написано, что в момент смерти Иисуса произошло сильнейшее землетрясение — судя по все­му, оно и разрушило мост. Если добавить к этим соображениям сообщение еван­гелиста Луки о том, что Христос умер в полдень, и отсчитать пять часов назад, становится ясно, что разговор о мосте происходит в 7 утра 26 марта 1300 года — через 1266 лет и без пяти часов день после смерти Христа на кресте (Данте думал, что она произошла 25 марта 34 года).

Учтя все остальные временные указания «Комедии» (смены дня и ночи, распо­ложение звезд), мы можем установить, что путешествие Данте в загробный мир длилось неделю с 25 по 31 марта 1300 года    Альтернативная точка зрения привязывает его к пасхальной неделе 1300 года — с 8 по 14 апреля; но принцип установления хронологии не меняется, просто отсчет ве­дет­ся не от «исторической» даты смерти Христа, а от церковно-календарной — Страстной пятницы..

Эта дата выбрана неслучайно. В 1300 году папа Бонифаций VIII объявил пер­вый в истории церкви юбилейный год: было обещано, что каждые сто лет каж­дый верующий, совершивший паломничество в Рим и посетивший соборы Святого Петра и Апостола Павла, получит полное отпущение грехов. Вполне вероятно, что весной юбилейного года Данте отправился в Рим посетить моги­лы апостолов — во всяком случае, строки 18-й песни звучат как описание очевидца:

Так римляне, чтобы наплыв толпы,
В год юбилея, не привел к затору,
Разгородили мост на две тропы,
И по одной народ идет к собору,
Взгляд обращая к замковой стене,
А по другой идут навстречу, в гору.

Там-то, в юбилейном Риме, и могло свершиться чудесное паломничество в за­гробный мир. День начала паломничества, 25 марта, несет еще ряд смыслов: 25 марта Господь создал мир; 25 марта, за девять месяцев до Рождества, вопло­тился Христос. Кроме того, во Флоренции именно с этого дня начинался отсчет нового года.

Данте приступил к «Комедии» через несколько лет после предполагаемой да­ты загробного путешествия (первые наброски относятся, возможно, к 1302 го­ду, но полноценная работа над поэмой продолжалась с 1306–1307 годов и до смер­ти поэта). Работая над поэмой из «будущего», Данте наполняет ее впе­чатляю­щи­ми пророчествами и предсказаниями.

2. Тайна святой Лючии

Во второй песни «Ада» Вергилий рассказывает, кто послал его на помощь Дан­те, погибавшему в сумрачном лесу. Оказывается, это были три прекрасные женщины:

…У трех благословенных жен
Ты в небесах обрел слова защиты
И дивный путь тебе предвозвещен.

Три благословенных жены — это Дева Мария, святая Лючия и Беатриче. Мария (она, впрочем, не названа по имени) рассказала о беде поэта святой Лючии, а та призвала Беатриче. Беатриче — это Биче Портинари, умершая за 10 лет до времени действия «Комедии», любовь юного Данте, которой он посвятил «Новую жизнь»    «Новая жизнь» — первая книга Данте, напи­санная в 90-е годы XIII века, где в прозе и сти­­хах рассказывается история любви поэта и Беатриче.. Беатриче не побоялась спуститься из рая в лимб    Лимб — первый круг дантовского ада, где нахо­дятся души некрещеных младенцев и добродетельных людей, умерших до при­ше­­ствия Христа. к Верги­лию и молить его о помощи. Внимание Марии, главной заступницы за людей перед Господом, к Данте тоже вполне понятно, но при чем здесь святая Лючия? 

Святая Лючия в народной традиции считалась покровительницей зрения и по­могала при болезнях глаз    Такая «специализация» святой связана с этимологией ее имени: Lucia образовано от латинского lux, lucis — «свет».. Особое отношение Данте к святой Лючии связано с серьезными проблемами со зрением, которые он получил в юности из-за усердного чтения. Данте рассказывает об этом в «Пире»    «Пир» — философский трактат Данте, напи­санный приблизительно в 1304–1307 годах.: «Утомив зрение упорным чтением, я настолько ослабил свои зрительные способности, что все светила казались мне окруженными какой-то дымкой». Не исключено, что и Беатриче была почитательницей святой Лючии: дом, в котором она жила после замужества, примыкал к церкви Святой Лючии. Так что святая прекрасно подходила на роль посредника между Марией, вознесшейся на небо Беатриче и Данте.

В выборе этого персонажа отражается общий принцип «Комедии»: будучи гран­­­диозным теологическим, философским и поэтическим полотном, она одновременно является рассказом об индивидуальной жизни автора, где каждое поэтическое решение связано с его чувствами, страстями и деталями земного пути.

3. Тайна мусульман

В 28-й песни «Ада» Данте встречает пророка Мухаммеда и праведного халифа Али, терпящих вечную муку как «сеятели раздора и раскола»: во времена Данте считалось, что Магомет был католическим прелатом, отколовшимся от истин­ной веры, поэтому для Данте он раскольник. Нелестное изображение пророка (описание его мук — одно из самых физиологичных в «Комедии») заработало Данте славу врага ислама («Комедия» даже запрещена в Пакистане).

Как бочка без дна, насквозь продырявлен —
От рта дотуда, где исход фекалий,
Нутром один из них был взору явлен.
Кишки меж колен отвратно свисали,
Виднелось сердце и мешок желудка,
Набитый жвачкой, выпачканный в кале    Перевод Александра Илюшина..

Однако отношение Данте к исламу куда сложнее и тоньше. В лимбе среди ге­роев и мудрецов Античности встречаются знаменитые мусульмане: Саладин, султан Египта и борец с крестоносцами, Авиценна    Авиценна (ок. 980 — 1037) — средневековый персидский врач, философ и ученый. и Аверроэс    Аверроэс (1126–1198) — средневековый андалузский арабоязычный философ, врач и математик.. Эти трое — единственные из обитателей лимба, рожденные после прихода Христа.

Кроме того, считается, что и вся структура поэмы может отражать историю ноч­ного путешествия и вознесения Пророка (исра и мирадж), во время которых Мухаммед предстал перед Аллахом, а также посетил рай и ад, где увидел бла­женство праведников и муки грешников. В средневековой арабской традиции существовало множество описаний мираджа — их сходство с «Комедией» впер­вые обосновал испанский арабист Мигель Асин-Паласиос в 1919 году. Позже стали известны версии этих текстов на романских языках, детально описываю­щие путешествие Пророка и распространившиеся по Европе из араб­ской Испа­нии. Эти находки сделали гипотезу о дантовском знакомстве с этой араб­ской традицией куда более правдоподобной — и сегодня она признается большин­ством дантоведов.

4. Тайна Эпикура

Все в том же лимбе Данте встречает множество античных философов:

Потом, взглянув на невысокий склон,
Я увидал: учитель тех, кто знает,
Семьей мудролюбивой окружен    Имеется в виду Аристотель..
К нему Сократ всех ближе восседает
И с ним Платон; весь сонм всеведца чтит;
Здесь тот, кто мир случайным полагает,
Философ знаменитый Демокрит;
Здесь Диоген, Фалес с Анаксагором,
Зенон, и Эмпедокл, и Гераклит…

В этом списке нет Эпикура, и это неслучайно: ему в «Комедии» уготовано совсем другое место — Данте увидит его могилу в шестом круге ада, где пребывают еретики:

Здесь кладбище для веривших когда-то,
Как Эпикур и все, кто вместе с ним,
Что души с плотью гибнут без возврата.

Эпикур (341–270 до н. э.) жил до появления христианства и поэтому не мог счи­­таться еретиком в полном смысле слова. Обычные для Средних веков обвинения Эпикура в безбожии берут начало в речах апостола Павла против эпикурейства и продолжаются в писаниях первых христианских апологетов: так, Лактанций порицал Эпикура за отрицание божественного промысла и бессмертия души, за разрушение религии и проповедь разврата. Этот ана­хронизм созвучен общему средневековому антиисторизму: Средневековье лепит исторических персонажей по своему образцу, превращая античных героев в рыцарей, а философов — в христианских мыслителей и стирая раз­личия между эпохами. Не чуждо это и Данте.

5. Тайна разбитого сосуда

В начале 19-й песни Данте пересказывает туманный биографический эпизод: незадолго до времени действия «Комедии» он разбил сосуд с крестильной водой во флорентийском баптистерии Сан-Джованни, спасая тонущего в нем ребенка:

Повсюду, и вдоль русла, и по скатам,
Я увидал неисчислимый ряд
Округлых скважин в камне сероватом.
Они совсем такие же на взгляд,
Как те, в моем прекрасном Сан-Джованни,
Где таинство крещения творят.
Я, отрока спасая от страданий,
В недавний год одну из них разбил…                 

Действительно, во времена Данте во Флорентийском баптистерии вокруг кре­стильного источника были сделаны углубления, куда помещались большие глиняные сосуды со святой водой. Как считает филолог Марко Сантагата, этот эпизод вставлен в текст поэмы по двум причинам. С одной стороны, Данте хотел дать объяснение своему действию, которое, возможно, стало причиной скандала (на это указывают слова, которыми он завершает свой рассказ: «И вот печать, в защиту от шептаний!» — что означает: пусть это свидетельство убе­дит людей не слушать ложные слухи).

В то же время рассказ Данте напоминает ветхозаветную притчу о пророке Иере­­мии и глиняном кувшине. Повинуясь воле Господа, пророк покупает глиняный кувшин и разбивает его перед старейшинами: так же, как человек разбивает глиняный сосуд, Господь может сокрушить народ Израилев, если люди нарушают заветы Господа и поклоняются идолам.

Разбивая кувшин со святой водой, Данте воспроизводит жест пророка. Иере­мия восстал против идолопоклонства народа Израилева, а Данте в «Комедии» восстает против современного ему идолопоклонства — симонии церкви    Симония — покупка церковных должностей. В широком смысле слова так называют пре­обладание материальных интересов над ду­хов­ными в делах церковников.. В 19-й песни Данте обрушивает гнев на пап, обменивающих духовное на мате­риальное и ведущих мир к гибели:

О Симон-волхв, о присных сонм злосчастный,
Вы, что святыню божию, Добра
Невесту чистую, в алчбе ужасной
Растлили ради злата и сребра,
Теперь о вас, казнимых в третьей щели,
Звенеть трубе назначена пора!

Данте уже случалось туманно намекать на свой пророческий дар. В «Новой жиз­ни», дойдя до момента смерти Беатриче, Данте отказывается рассказывать о ней: «Мне не приличествует говорить об этом, так как я стал бы превозносить самого себя, что особенно заслуживает порицания» (Данте намекает на мисти­ческое видение, случившееся с ним в момент смерти Беатриче). Современный дантовед Мирко Тавони сближает этот эпизод с Посланием апостола Павла к корин­фянам: спустя 14 лет после события апостол рассказывает о том, как он был «восхищен» (то есть вознесен) на небо. Павел молчал об этом чуде рань­ше, чтобы не превозносить самого себя и не гордиться таким божествен­ным зна­ком. Данте тоже наделен особым даром и также не хочет говорить о нем прямо, дабы не восхвалять самого себя.

6. Тайна живых людей в аду

В 18-й песни Данте встречает знакомого:

Пока я шел вперед, мой взор упал
На одного; и я воскликнул: «Где-то
Его лицом я взгляд уже питал».
Я стал, стараясь распознать, кто это,
И добрый вождь, остановясь со мной,
Нагнать его мне не чинил запрета.
Бичуемый, скрывая облик свой,
Склонил чело; но труд пропал впустую;
Я молвил: «Ты, с поникшей головой,
Когда наружность носишь не чужую, —
Венедико Каччанемико. Чем
Ты заслужил приправу столь крутую?»

Венедико деи Каччанемичи — видный политический деятель второй половины XIII века, лидер болонских гвельфов    В XIII веке между папством и немецкими императорами шла ожесточенная борьба за господ­ство на Итальянском полуострове. Сторонники папы звались гвельфами и про­ти­востояли гибеллинам, сторонникам импе­ра­тора. В 1289 году, после битвы при Кам­пальдино, в которой принимал участие Дан­те, гибеллины были изгнаны из Флорен­ции и город стал вотчиной гвельфов. Но полити­ческие конфликты на этом не окон­чились. Вскоре сами гвельфы разделились на две фрак­ции — белых и черных. Белые стреми­лись к большей политической и экономиче­ской независимости от папства, а черные, представляющие интересы самых богатых семей города, поддерживали папское вме­шательство во внутренние дела Флоренции. После разделения Данте примкнул к белым гвельфам.. Именно после прихода к власти его пар­тии Данте был вынужден покинуть Болонью, где провел несколько лет изгна­ния    Изгнание Данте из его родной Флоренции случилось на несколько лет раньше. Во флорентийской политической жизни он активно участвовал начиная примерно с 1295 года, а в 1300-м был даже избран одним из семи членов коллегии приоров. Но политическая карьера дорого ему обошлась: когда к власти во Флоренции пришли черные гвельфы, Данте сразу же был приговорен к смертной казни. Поэт, находившийся в это время вне города, никогда больше не вер­нется на родину.. Этим объясняется личная неприязнь Данте к Венедико.

В 1300 году, когда разворачивается действие «Комедии», исторический Вене­дико был еще жив — он умрет только в 1303 году. Данте пишет эту песнь около 1307–1308 годов — и либо забывает о точном времени смерти болонца, либо созна­­тельно пренебрегает хронологией, чтобы расквитаться со своим врагом.

Но если этот случай допускает двоякую трактовку, то в других местах Данте соз­на­тельно идет на некоторые ухищрения, чтобы поместить в ад людей, во время действия «Комедии» — в конце марта 1300 года — еще живых. Например, в 19-й песни поэт сводит счеты с ненавистным ему папой Бонифа­цием VIII Он поддерживал черных гвельфов, поэтому Данте считал, что изгнание — следствие политических интриг Бонифация., который умер только в 1303 году. Данте встречает папу Нико­лая III, терпящего вечные муки за грех симонии, и обращается к нему. Но душа греховного папы принимает поэта за Бонифация:

Как, Бонифаций, — отозвался тот, —
Ты здесь уже, ты здесь уже так рано?

Таким образом Данте указывает, что душе Бонифация уже уготовано место в аду.

Еще один живой мертвец — Бранка Дориа, генуэзец, расплачивающийся за пре­дательство гостя. Он также оказался в аду задолго до своей исторической смер­ти в 1325 году (через несколько лет после смерти самого Алигьери). Души таких предателей низвергаются в ад сразу после совершения злодейства, а в тело все­ляется демон. Поэтому живым кажется, что «Бранка д’Орья жив, здоров, он ест, и пьет, и спит, и носит платья».

7. Тайна кентавров

В седьмом круге ада Данте и Вергилий первым делом встречают стража — получеловека-полубыка Минотавра:

…А на краю, над сходом к бездне новой,
Раскинувшись, лежал позор критян,
Зачатый древле мнимою коровой.

<…>
Как бык, секирой насмерть поражен,
Рвет свой аркан, но к бегу неспособен
И только скачет, болью оглушен,
Так Минотавр метался, дик и злобен…

Спускаясь еще ниже, они видят кентавров с их «двойной природой» и гарпий «с широкими крылами, с ликом девьим».

Присутствие в христианском аду Данте мифологических персонажей языче­ской Античности уже не удивляет читателя, ведь стражами предыдущих кругов были перевозчик душ умерших через Стикс Харон, царь Крита Минос, охра­няю­щий врата ада Цербер, бог богатства Плутос. Данте снова действует по-сред­­­не­вековому, приспосабливая Античность под свои нужды: языческие чудовища превращаются в адских бесов, а на карте ада текут мифические реки Ахерон, Стикс и Флегетон.

Но Минотавр, кентавры и гарпии объединены не только античным проис­хожде­нием: связывает их также двойственная природа, сочетающая чело­ве­ческое и животное. Почему это важно? Потому что Данте строит свой ад, подражая Аристотелю. Вспомним слова Вергилия в конце 11-й песни:

Ужели ты не помнишь изреченья
Из Этики, что пагубней всего
Три ненавистных небесам влеченья:

Несдержность, злоба, буйное скотство?
И что несдержность — меньший грех пред богом
И он не так карает за него?

Первые круги отведены грехам невоздержанности, затем идут насильники, в самой же глубине находятся обманщики и предатели.

Античные гибридные чудовища находятся в седьмом круге, круге насильников, и представляют собой аллегорическое изображение грехов этой части ада: живот­ный элемент, проявившийся в пороках томящихся здесь грешников, в них явлен физически.

Это лишь один из многочисленных случаев дантовского использования алле­гории: каждый элемент, будь то исторический персонаж или мифологическое чудовище, приобретает, помимо конкретного поэтического, дополнительное аллегорическое значение. Этот аллегоризм Данте типичен для Средневековья, и все-таки его представление о человеке предвосхищает идеи неоплатоников итальянского Возрождения    Неоплатоники — итальянские гуманисты XV века, которые обратились к философским идеям Платона, порвав с аристотелизмом средне­вековой схоластики. Центральные фигуры возврожденческого итальянского неопла­тонизма — Марсилио Фичино и Джо­ван­ни Пико делла Мирандола.: человек находится на полпути между живот­ны­ми и Богом и может приблизиться к божественному полюсу, опираясь на дан­ный ему разум, или же опуститься до состояния животного (показа­тельно, что прилагательное bestiale — «животный» — употребляется у Данте только в отно­ше­нии к людскому поведению и всегда в очень негативном ключе).

Впечатляющее зрелище (инфографика и видео)

Известный художник-живописец эпохи Возрождения Сандро Боттичелли попытался при помощи изобразительного искусства показать эти самые 9 кругов ада Данте. По виду ад и вовсе напоминает нечто вроде исполинского амфитеатра. Завораживает. Несмотря на то, что это место вечных мук, выглядит величественно.

Как итог

Верить в наличие рая и ада – выбор каждого человека, но, безусловно, при этих размышлениях неминуемо придёт мысль о том, что на Земле в этой жизни бывают как ужасные события, так и духоподъёмные. И главное, что может сделать человек, оказавшись в пограничной ситуации – не потерять свою человечность. Что касается религиозных верований, то ад во всех религиях уготован тем, кто убивает и притесняет невинных.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://apteka24chasa.ru/9-krugov-ada.html
  • https://medinaschool.org/library/creed/vera/ad
  • https://www.PopMech.ru/science/6564-kak-ustroen-ad-kratkiy-putevoditel/
  • https://informburo.kz/special/kak-predstavlyayut-ad-mirovye-religii-i-pochemu-radikalizm-eto-ad-na-zemle.html
  • https://azbyka.ru/ad
  • http://cgazeta.ru/2010/12/670-chto-takoe-ad-i-kak-tuda-ne-popast.html
  • https://foma.ru/chto-tserkov-govorit-ob-ade.html
  • https://fishki.net/2212699-9-krugov-ada-po-dante.html
  • https://OchenInteresno.com/ru/art/9-circles-of-hell-by-dante/
  • https://medium.com/eggheado-art/9-83f515cac03e
  • https://fishki.net/2335756-9-krugov-ada-po-dante.html
  • https://arzamas.academy/mag/423-dante

[/spoiler]